Фигерас – небольшой городок на северо-востоке Каталонии, расположенный практически у самой границы с Францией. Его название переводится как «фиговое дерево», а лист инжира украшает официальный герб города. Не смотря на то, что в Фигерасе проживает лишь 45 тыс. человек, он известен на весь мир!
А прославил город его самый знаменитый уроженец — неподражаемый художник-сюрреалист Сальвадор Дали. Великий гений и безумец подарил родному Фигерасу самое большое сокровище — «Театр-музей», который ежедневно посещает огромное количество туристов.
Знакомство с городом начинается с необычного памятника ветру «Трамонтана», установленного при въезде в Фигерас. Шквальный северный ветер, зарождающийся на вершинах Пиренейских гор и стремящийся к Средиземному морю, не простое природное явление, а неотъемлемая часть жизни местного населения. Его порывы могут длиться 10 дней подряд, а скорость часто достигает 230 км/ч! Сто лет назад постояльцам, решившимся во время порывов трамонтаны выйти из гостиницы, выдавали 2 кирпича – по одному в каждый карман. Тогда же и появилось определение «трамонтанутый» — то есть чудак или эксцентричный гений. Сальвадор Дали – яркий тому пример!
Если вы на машине, лучше всего остановиться на большом бесплатном паркинге на av. Costa Brava и пройтись несколько кварталов пешком. Возле самого музея все парковки платные.
Процесс создания единственного в своем роде «Театра-музея» начался в 1961 г. по инициативе самого Сальвадора Дали: «Где еще, как ни в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ?». Музей был основан на месте старого Муниципального театра, поэтому и получил двойное название.
Со временем его силуэт стал главным украшением города и символом международного поп-арта. Красное здание причудливой архитектурной формы с маленькими золотыми булочками на стенах и огромными белыми яйцами и манекенами на крыше невозможно пройти мимо!
Все объекты декора были исключительно важны для создателя. Например, хлеб символизировал, по мнению Дали, «роскошное воображение». Не удивительно, что орнамент стен – сотни керамических буханок каталонского хлеба, традиционно выпекаемых в виде шляпы матадора. А вот гигантские яйца — образы «прежней жизни» и «возрождения».
В «Театре-музее» воплощены все творческие задумки художника. По мнению гения, знакомство с его «детищем» следует начинать извне — с площади Гала-Сальвадор Дали. Именно здесь посетители приобщаются к искусству и пытаются уловить мысли и задумки эксцентричного автора.
Над центральным входом в здание расположились золотые манекены. Двое, стоящие по краям, держат в вытянутых к небу руках атом водорода – постоянно повторяющийся образ, свидетельствующий о пристрастии Дали к науке. Чуть ниже – фигуры белых латников с батоном хлеба на голове. А водолаз в скафандре – символ погружения в глубины подсознания.
Желающих посетить удивительное место всегда довольно много, билет стоит 18 евро. В вестибюле можно сдать вещи в камеру хранения и отправиться гулять налегке. Здесь же посетителям предлагают бесплатные экскурсионные программки на разных языках.
Не только экстерьер здания, но и его внутреннее убранство — это легкий шок для обычного туриста! Во внутреннем дворике, скорее напоминающем сад под открытым небом, возвышается необычная инсталляция. На капоте черного «Кадиллака» стоит скульптура обнаженной женщины – «Великая Эсфирь», тянущая цепями колонну Траяна из автомобильных шин. К колонне прикреплена лодка Гала, увенчанная черным зонтом. По мнению Дали, эта инсталляция – величайший сюрреалистический памятник в мире.
Черный «Кадиллак» Сальвадор Дали подарил своей супруге, сообщив, что «в мире только 6 таких такси. Одна машина принадлежала Рузвельту, вторая – Кларку Гейблу. А это – четвертая копия знаменитого «Дождливого такси».
Бросив 1 евро в специальное отверстие возле машины, можно увидеть, как зонт сверху начинает медленно открываться-закрываться, а на пассажиров в салоне льется вода.
Весь внутренний дворик засажен миртом — деревом любви. Здесь он – в честь любимой супруги Гала. А золотые манекены в нишах здания, как зрители в театре, рассматривают происходящее внизу.
Дальше — просторный холл, украшенный огромным прозрачным куполом. Дали неспроста выбрал именно купол, — для него он был «воплощением единства и монархии».
В центре холла находится огромная картина, которую автор написал в Нью-Йорке для декораций к балету «Лабиринт» по мифу о Тесее и Ариадне.
Рука Сальвадора Дали ощущается в каждой мельчайшей детали музея. Можно часами рассматривать интерьер, замечая все новые интересные нюансы.
На месте следующего зала когда-то был главный рыбный рынок Фигераса, поэтому помещение получило название «Рыбные лавки». Здесь в основном собраны ранние и поздние картины художника. Автор намерено расставлял полотна в хаотичном порядке, хронология была чужда для сюрреалиста. Ранняя картина «Сатирическая композиция» (1923 г.) была навеяна работами Матисса и соединяла иронию и сатиру.
«Я провожу эксперименты с целью создания атмосферы или, точнее говоря, изучаю структуру пустоты…», — писал Дали своему другу Гарсии Лорке. Так и появилась еще одна картина — «Сифон и бутылочка рома» (кубистская живопись) (1924 г.).
А на соседней стене – шедевр более позднего периода — «Воин» (1982 г.).
В двух стеклянных витринах находятся образцы стереоскопического изображения, создающие третье измерение, — «Структура ДНК» и «Афины в огне!». Вот такой визуальный эффект.
В «Зале Сокровищ» останавливаемся возле работы «Девушка из Фигераса» (1926 г.). Дали воссоздает стереотип женской красоты, которая все чаще подвержена моде и рекламе.
Каждый экспонат «Театра-музея» обладает силой притяжения и создает ощущение особой тайны. Чего только стоит копия «Ретроспективного женского бюста» (1933 г.), впервые показанного на выставке сюрреалистов в парижской галерее. Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками и батоном хлеба, а на заднем фоне — тушки фазанов.
Следующий зал «Дворец ветра» был по-особенному дорог Сальвадору Дали, так как именно здесь в бывшем Муниципальном театре он впервые выставил свои работы. Прежде всего зал поражает восхитительной росписью на потолке, которая и дает ему такое название. Глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака и небо, но на самом деле это — чисто театральный эффект, «поскольку вместо неба мы видим землю, вместо земли — море, а вместо солнца зияет дыра».
Соседнюю комнату художник оформил как собственную спальню. Сразу же привлекает внимание необычная кровать и золотой скелет.
Над кроватью висит гобелен со знаменитой картины «Постоянство памяти» (1931 г.). Работник музея сообщила, что сама картина очень маленькая по размеру. Находится она в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина не имеет цены, она – бесценна!
А как вам голова богини Фортуны с завязанными глазами на спирали из чайных ложек, прикрепленная к потолку?
Не менее впечатляющая скульптура «Александрийский воин Д’Алонсо» на постаменте из двух опрокинутых Ник Самофрокийских.
После просмотра нескольких залов уже тяжело понять, откуда вышел и куда идешь. Дали проектировал Театр-музей как огромный лабиринт, где посетитель имеет возможность, свернув за угол, неожиданно «прикоснуться» к новому произведению искусства.
В соответствии с пожеланием создателя, вход в еще одно помещение открывает огромное лицо со зрачками-пупсами, безголовой куклой вместо носа и волосами из кукурузных початков. В создании этого артефакта участвовал как автор, так и его друг Антони Пичот.
На многих работах художника запечатлена его любимая жена — муза Гала. «Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах» (1977 г.) — вот такое замысловатое название у картины.
«Каждый может делать из увиденного выводы наиболее близкие его психике…», — говорил Сальвадор Дали. Делайте выводы сами — крокодил в золотом одеянии с фонарем.
Одним из самых известных и интересных для туристов является «Зал Мэй Уэст». Комната создавалась по образцу рисунка Сальвадора Дали «Лицо Мэй Уэст, которое может использоваться как комната». Глазами инсталляции служат 2 отретушированные фотографии с видами Парижа, нос – это камин с поленьями, а губы – диван. Дополняет сюрреалистический портрет огромный парик, вошедший в «Книгу рекордов Гинесса».
Чтобы воспринять всю эту оптическую игру в целом, зритель должен подняться по лестнице и посмотреть сквозь уменьшающую линзу.
Человеческие тела на многих картинах и объектах Сальвадора Дали имеют открывающиеся ящики, символизирующие память, а также мысли, которые хочется спрятать. «Голова Микеланджело» (ок. 1975 г.) с ящиком во лбу, из которого тянутся нити.
И еще одна интересная картина — «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941 г.). Дали еще раз подчеркнул, что люди и еда – его излюбленное сочетание.
Многие годы музей рос и развивался, как живой организм: Дали менял и дополнял экспозицию до самой своей смерти (1989 г.). Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Сальвадора Дали замуровано в пол в одной из комнат «Театра-музея».
Выход из музея ведет через сувенирный магазинчик.
В еще одном внутреннем дворике можно спокойно посидеть на лавочке и прийти в себя от увиденного.
Возле «Театра-музея» находятся еще несколько запоминающихся памятников. Первый из них посвящен художнику Эрнесту Мейсонье, которым Дали восхищался. Скульптура Мейсонье на пьедестале из автомобильных покрышек повторяется на площади три раза в идентичном варианте.
Второй памятник — «Памяти Ньютона» — воздает честь ученому и открытой им силе тяжести, представленной свисающим с маятника яблоком-шаром.
В двух шагах от «Театра-музея» расположена Приходская церковь святого Петра, в которой Сальвадор Дали был крещен.
На одной из улочек Фигераса приютился «Каталонский музей игрушек» — самый большой в Европе. Здесь с 1982 г. собрана богатейшая коллекция игрушек (свыше 4 тыс. экз.), когда-то принадлежавших таким известным личностям, как Сальвадор Дали, Федерико Гарсиа Лорка, Жоан Миро и др.
И еще одна жительница Фигераса.
«Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон», — говорил Сальвадор Дали. Уверены, — ему это удалось! Впечатления после посещения «Театра-музея» потрясающие! Все увиденное просто не укладывается в голове! Хотелось бы еще раз вернуться? — Однозначно ДА!!!