В этом году в медиапространство попало множество историй о задержках/отменах рейсов и украинских пассажирах, застрявших в аэропортах. В Украине права авиапассажиров не формализованы строго, нет простого действенного механизма получения компенсации за задержки. Вариант — только идти в суд и требовать компенсацию ущерба, что делают крайне мало пассажиров, тем самым давая возможность недобросовестным авиакомпаниям плевать на своих пассажиров и предоставлять им услуги низкого качества.

2194170

А вот в Европе несколько лет назад была принята 261-я директива ЕС, четко зафиксировавшая права пассажиров на всех рейсах компаний из ЕС, а также всех рейсов не-ЕС авиакомпаний, которые выполняются в аэропорты ЕС.

Если вкратце, то при задержке рейса по вине авиакомпании более, чем на 3 часа (естественно, сюда не входят задержки по погодным условиям и форс-мажорам, не зависящим от авиакомпании), пассажир имеет право на денежную компенсацию:

— 250 евро при дальности полета до 1500 км;

— 400 евро при полете от 1500 до 3500 км;

— 600 евро при полете свыше 3500 км.

Также, если рейс задерживается более, чем на 2 часа, пассажир имеет право на 2 международных звонка, питание, в зависимости от срока задержки.

Если задержка/отмена рейса приводит к ночевке в пункте вылета, пассажир имеет право на гостиницу и трансфер к ней.

Читайте также Задержки и отмены рейсов авиакомпаний: Что делать пассажирам?

За длинный срок скитаний по миру я на практике много раз сталкивался с разными форс-мажорами, за которые компаниям приходилось платить. За счет МАУ пару раз жил в хороших гостиницах, от KLM получали компенсацию стоимости гостиницы в Амстердаме и проезда к ней при отмене рейсов по погодным условиям, от Air China выбили 50 долларов за то, что наш чемодан прилетел в пункт назначения на 1 день позже нас. Ночевал в Мюнхене добровольцем за 500 евро при овербукинге у Lufthansa:) А вот под европейскую компенсацию за задержку до августа этого года не попадал.

Итак, 14 августа я совершал рабоче-нерабочий перелет Одеса-Киев-Варшава-Барселона. Одеса-Киев-Варшава с МАУ — все четко. Решив вопросы в Варшаве, выдвинулся в лоукост-аэропорт Модлин, находящийся в 40 км от центра столицы Польши. Отсюда осуществляет рейсы компания Ryanair, на прошлой неделе выполнившая свой первый рейс в Украину. Именно Ryanair должен был доставить меня в солнечную Барселону. Но доставил с большим опозданием.

К слову, Барселона на данный момент — самый непунктуальный аэропорт в Европе, в котором с опоздание обрабатывается чуть ли не половина рейсов. Перезагруженность аэропорта привела к тому, что самолетам, даже летящим по графику, иногда по часу и больше приходится ждать своей очереди на взлет. Как следствие, Vueling, крупнейшая авиакомпания аэропорта Барселона — самая непунктуальная крупная авиакомпания Европы.

Когда в Модлине я прошел контроль авиабезопасности, увидел на табло, что рейс задерживается, без указания времени задержки (по графику вылет был в 20:35). Сразу открыл с телефона FlightRadar, чтобы посмотреть, где наш самолет и оценить время задержки. Оказалось, самолет на тот момент (а до вылета было 30 минут) еще стоял в очереди на взлётную полосу в Барсе. Вначале расстроился, а потом прикинул, что меньше, чем на 3 часа мы опоздать не должны (реальное время полёта Барселона-Варшава 2:40), а, значит, у меня будет новый опыт выбивания компенсации из авиакомпании, а, может, и 400 евро. Устроив себе офис в единственном кафе зоны вылета, стал ждать рейс.

Вскоре после вылета нашего самолета из Барселоны (примерно в 20:30) пришла СМС-ка от Ryanair с указанным время вылета 22:45. Время было взято с потолка, так как физически самолет не мог даже долететь до Варашавы за такое время. Через несколько минут пришло другое СМС — уже с временем вылета 00:00. Это уже реально.

41611719_2195731910445064_3260626484066254848_n

Где-то через 1,5 часа на гейте объявили, что пассажиры нашего рейса могут получить ваучеры на питание. Ваучер я взял, а вот отоваривать его не стал — еду и напитки на сумму 5 евро можно было купить только в одном маленьком киоске, в который сразу же образовалась очередь человек на 50, которая стояла до самого вылета — участвовать в этом флеш-мобе за 5 евро не было желания. Также от Ryanair пришел на e-mail ваучер на международные звонки. Я не смотрел, как оно там работает, но возможность такую обеспечили.

41626310_2195745233777065_1305078151361069056_n

Спустя 2 часа задержки от Ryanair пришел e-mail с моими правами, согласно 261-й директивы. Хитрые ирландцы в письме указали, что я имею право на:

1. Отмену рейса с полной компенсацией билета.

2. Бесплатную замену рейса.

Про право на компенсацию — ни слова. Но! Во вложении был PDF-файл, в котором мои права были изложены полностью — уже с компенсацией за задержку.

В итоге, улетели в Барселону мы в начале первого, с опозданием почти в 3,5 часа. После приземления в Барсе получил от Ryanair письмо со вложенной PDF-справкой о опоздании на 3 часа и 3 минуты. В письме «райаны» извиняются за опоздание и предлагают воспользоваться справкой для получения компенсации от своей страховой компании. Подумал — за справку спасибо, но вот платить придется вам, ребята:)

41606918_2195732057111716_109691987271090176_n

На следующий день заполнил на специальном сайте Ryanairзаявку на компенсацию. При заполнении указываются все детали рейса, а также платежные реквизиты для получения компенсации.

Весной этого года СЕО Ryanair говорил, что компания будет обрабатывать все заявки на компенсацию за 7 дней. Я после заполнения формы получил письмо с указанием, что моя заявка будет обработана за 10 дней. При проверке статуса моей заявки сайт Ryanair показывал, что она получена и будет обработана за 28 дней. По факту, через 16 дней получил письмо, что моя заявка обработана, и мне выслано 454 доллара (эквивалент 400 евро).

Для меня парадокс, что европейская авиакомпания решила выплатить мне компенсацию в долларах на рейсе внутри ЕС, при том, что я указывал реквизиты своего еврового счета. И вот сегодня, 12 сентября, в этой истории наступил хэппи-энд. Деньги в сумме 376,29 евро были зачислены на мой счет. Обидно, что двойная конвертация евро-доллар-евро съела моих 23,7 евро. Но компенсация получена, и это главное!

Так что, если авиакомпания задержала по своей вине более, чем на 3 часа/отменила ваш рейс из/в ЕС (то есть, МАУ это тоже касается), не стесняйтесь требовать положенную по законодательству ЕС компенсацию. Только путем отстаивания своих прав и наказания звонкой монетой за их нарушения можно заслужить уважительное отношение к пассажирам со стороны авиакомпаний. А если компания не хочет платить, есть множество сайтов, которые за 30-50% от компенсации (без предоплаты — только по факту получения денег) полностью проведут за вас работу по выбивания денег из авиакомпании, вплоть до суда.

Читайте также RTW авиабилет или как сэкономить на кругосветном путешествии